05.02.2022 "Учимся быть культурными"
I. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, садовой груши?
Примерные ответы детей:
- Дикая груша растет где попало и как попало, а культурная - в саду.
- За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают.
- Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.
Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Примерный ответ детей:
- Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.
Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интересно и приятнее.
Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
- Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
- Можно привить правила культурного поведения, хорошие манеры.
- Можно привить хорошие навыки, привычки.
Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети (хором). Культурным.
Что значит быть культурным человеком?
Примерные ответы детей:
- Это значит соблюдать правила культурного поведения.
- Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.
- Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?
Примерные ответы детей:
- Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
- Того, который ничему не учился.
- Того, которого никто не уважает.
Действительно. Обтесать бревно или камень - значит сделать их гладкими, блестящими. Неотесанный - значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в словаре Даля.
Хотите ли вы быть культурными людьми?
Дети отвечают утвердительно.
II. Работа в группах. Проблемные вопросы
Ребята, правила культурного поведения называются этикетом. Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!
В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по рядам: каждая группа - половина ряда.)
1. Итак, первая группа: почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей.)
2. Вторая группа: почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека.)
3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это - неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать.)
4. Четвертая группа: почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что - это неуважение к труду дворников и к другим людям, которым неприятно видеть мусор.)
5. Пятая группа: почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это - неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы.)
6. Шестая группа: почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это - неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится.)
III. Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?
Уважение к окружающим - это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?
Послушайте рассказ «Кто здоровается первым?».
«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил Учителя географии, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами - и представьте себе, она даже не сказала "привет". Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?
Примерные ответы детей:
- Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.
- Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.
- А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.
Классный руководитель. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
А теперь продолжение этого рассказа.
«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. "Здравствуйте, баба Катя!"- закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя географии!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: Здравствуйте Иван Иванович! Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: "Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего". Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию». и т.д.